«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 12 (2020 / 1)

1. Платон и платоноведение

Петерсон С.

Sandra Peterson

Аргумент Зенона в «Пармениде» 127e1-7

The Argument of Zeno at Parmenides 127e1-7

11–44

 199 KB

Вольф М. Н.

Метод гипотез и обоснование знаков сущего у Парменида

45–67

 151 KB

Юнусов А. Т.

Метод гипотез «Федона» и «Вторая аналитика» Аристотеля: некоторые параллели

68–109

 213 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: трансцендирование

110–124

 116 KB

Алымова Е. В.

Два «Пира»

125–140

 110 KB

Мочалова И. Н.

Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона

141–158

 113 KB

3. Платонизм и традиция

Литвин Т. В.

Litvin T.

Контингентность вечности? Парадоксы языка описания длительности в античных темпоральных моделях

Die Kontingenz der Ewigkeit? Paradoxe der Sprache der Beschreibung der Dauer in antiken Modellen der Zeitlichkeit

159–173

 111 KB

Варламова М. Н.

Диалектика начал возникновения в комментарии Михаила Пселла (?) на «Физику» Аристотеля

174–189

 122 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (I)

190–213

 157 KB

Гурьянов И. Г.

Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения

214–235

 141 KB

Павлюченков Н. Н.

Платонизм и христианство в философско-богословском наследии П.А. Флоренского

236–258

 123 KB

4. Переводы

Черноглазов Д. А., Гончарко О. Ю.

«Ксенедем, или Гласы» Феодора Продрома: русский перевод с логико-философским введением

259–280

 164 KB

Гараджа А. В.

Об именах Барбело-Пруник; Епифаний Кипрский. Панарион 1.2.25-26

281–349

 398 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

В начале был Фалес? Рецензия на книгу: Maria Michela Sassi. The Beginnings of Philosophy in Greece. Princeton: Princeton University Press, 2018

350–355

 75 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи

Алиева, Ольга Валерьевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В начале был Фалес? Рецензия на книгу: Maria Michela Sassi. The Beginnings of Philosophy in Greece. Princeton: Princeton University Press, 2018

Keywords: досократики, ранняя греческая философия, историография философии, Фалес, «от мифа к логосу», Presocratics, Early Greek philosophy, historiography of philosophy, Thales, “from myth to logos”
Вопрос о «началах» философии в Греции неизбежно связан с ответом на вопрос о том, что такое философия, с разграничением понятий «философия», «мудрость», «наука» и даже «религия». Всегда ли можно провести четкую грань между этими явлениями? М.М. Сасси стремится сохранить многомерность в описании сложного процесса дифференциации знания, который происходил в Греции в VI и V вв. Во многом ей это удается, но, по мнению рецензента, решению задачи препятствует сохранение аристотелевского словаря в описании «досократиков». Так, хотя рецензент согласен с толкованием Metaph. Α.3, 984a1-3 в первой главе, она указывает, что этот пассаж не является достаточным основанием для того, чтобы вместе с Аристотелем приписать Фалесу статус «отца философии». Разумеется, решение вопроса будет зависеть от того, готовы ли мы применять анахронистический термин «философия» к ранним греческим мыслителям, с чем сегодня согласны многие исследователи. Однако, по мнению рецензента, такой шаг неизбежно приводит к априорному определению философии в терминах «рационализма» или «натурализма» (или и того, и другого). При таком подходе иные аспекты ранней греческой мысли - благожелательно и со знанием дела представленные в книге Сасси, в частности, в связи с Эмпедоклом и Парменидом - оказываются философски несущественными.
 
 
Назад к оглавлению