«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 2 (2015 / 1)

1. In memoriam

Слезак Т. А.

Szlezák T. A.

Hans Krämer (1929–2015)

7–11

 46 KB

Слезак Т. А., Буланенко М. Е.

Ганс Кремер (1929-2015)

12–17

 48 KB

Кремер Г. И., Буланенко М. Е.

Новый образ Платона (пер. М. Буланенко)

18–48

 139 KB

2. Платон и проблемы платоноведения

Светлов Р. В.

Ошибался ли Элейский гость? «Познавательное» и «производительное» знания в «Политике»

49–57

 69 KB

Герасименко И. А.

Τὸ σύμβολον платоновского текста: пути к преодолению раскола (часть 1)

58–82

 138 KB

Гараджа А. В., Протопопова И. А.

Соnvivii triviа: заметки по тексту платоновского «Пира»

83–116

 370 KB

3. Рецепция Платона и платонизма в европейской культуре

Брагинская Н. В., Михайлова (Смирнова) Т. А.

Башня и пещера: о так называемом «платонизме» Метаморфоз Апулея

117–155

 179 KB

Санженаков А. А.

Проблема атрибуции De virtutibus et vitiis и трансформация этики Платона

156–171

 100 KB

Семиколенных М. В.

Учение Платона об ораторском искусстве в изложении Виссариона Никейского

172–184

 88 KB

Понтоппидан М.

Maria Pontoppidan

Kurtz and Plotinus: The Gang of Virtue

185–212

 153 KB

4. Античность и современность

Богатов М. А.

В свете правящей идеи: о деле философии

213–225

 81 KB

5. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Дикеарх о душе

226–243

 118 KB

6. Рецензии

Глухов А. А.

Ответ на рецензию Алексея Романова

244–255

 71 KB

Алиева О. В.

Полифонический Платон: рецензия на книгу Collins, James Henderson II. Exhortations to Philosophy: The Protreptics of Plato, Isocrates, and Aristotle. Oxford University Press, 2015. ISBN 978-0-19-935859-5

256–273

 164 KB

Бирюков Д. С.

Универсальное и его приложения: рецензия на книгу Universals in Ancient Philosophy / Ed. Riccardo Chiaradonna, Gabriele Galluzo. Pisa: Scuola Normale Superiore, 2013. (Seminari e convegni 33.) ISBN 978-88-7642-484-7

274–286

 94 KB

Рохмистров В. Г.

Тяжба о небытии: реплика

287–298

 79 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Афонасин, Евгений Васильевич
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук. Новосибирский государственный университет.

Дикеарх о душе

Keywords: школа Аристотеля, античная психология, доксография, душа, тело, гармония
Новое издание сохранившихся свидетельств о Дикеархе из Мессены (Mirhady 2001) актуализировало давний спор о природе перипатетического учения о душе. В самом ли деле Дикеарх считал, что душа - это ничто? Принимал ли он (в отличие от Аристотеля) представление о душе как «гармонии»? И если да, то о какого рода гармонии идет речь? Наши фрагментарные данные допускают разные интерпретации. Одни исследователи настаивают на неразрешимости вопроса о подлинной позиции Дикеарха (Gottschalk 1971, Sharples 2001), другие полагают, что согласованная, по крайней мере в общих чертах, картина возможна и интерпретационные сложности преодолимы (Caston 2001 и автор настоящей публикации). Рассмотрев проблему в контексте полемики о природе души в Ликее, мы заключаем, что Дикеарх, по-видимому, придерживался своеобразной теории души как «настройки», или «гармонии», частей тела. Имеющиеся в виду части вовсе не обязательно истолковывать как первоэлементы (как об этом пишет Немесий, О природе человека 2, что, должно быть, является его собственной интерпретацией). Существенно отличается эта телесная настройка и от «пифагорейской» математической гармонии. Согласно нашему перипатетику, мышления не существует «за пределами тела в определенном состоянии» (Секст Эмпирик, Против ученых 7.348-349). Иными словами, тело обладает врожденной способностью мыслить, тогда как разговор об обладании и вхождении души ( animalia, animantes, empsycha) вводит в заблуждение. Возможно, представление о странствиях души помогает понять некоторые религиозные моменты, в частности из области мантики и толкования сновидений, однако в научной психологии они не уместны. Публикация включает перевод свидетельств на русский язык.
 
 
Назад к оглавлению