|
Афонасин, Евгений Васильевич Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук. Новосибирский государственный университет.
Дикеарх о душе
|
|
Keywords:
школа Аристотеля, античная психология, доксография, душа, тело, гармония
|
Новое издание сохранившихся свидетельств о Дикеархе из Мессены (Mirhady 2001) актуализировало давний спор о природе перипатетического учения о душе. В самом ли деле Дикеарх считал, что душа - это ничто? Принимал ли он (в отличие от Аристотеля) представление о душе как «гармонии»? И если да, то о какого рода гармонии идет речь? Наши фрагментарные данные допускают разные интерпретации. Одни исследователи настаивают на неразрешимости вопроса о подлинной позиции Дикеарха (Gottschalk 1971, Sharples 2001), другие полагают, что согласованная, по крайней мере в общих чертах, картина возможна и интерпретационные сложности преодолимы (Caston 2001 и автор настоящей публикации). Рассмотрев проблему в контексте полемики о природе души в Ликее, мы заключаем, что Дикеарх, по-видимому, придерживался своеобразной теории души как «настройки», или «гармонии», частей тела. Имеющиеся в виду части вовсе не обязательно истолковывать как первоэлементы (как об этом пишет Немесий,
О природе человека 2, что, должно быть, является его собственной интерпретацией). Существенно отличается эта телесная настройка и от «пифагорейской» математической гармонии. Согласно нашему перипатетику, мышления не существует «за пределами тела в определенном состоянии» (Секст Эмпирик,
Против ученых 7.348-349). Иными словами, тело обладает врожденной способностью мыслить, тогда как разговор об обладании и вхождении души (
animalia,
animantes,
empsycha) вводит в заблуждение. Возможно, представление о странствиях души помогает понять некоторые религиозные моменты, в частности из области мантики и толкования сновидений, однако в научной психологии они не уместны. Публикация включает перевод свидетельств на русский язык.
|
|
|
|
|
|
|