«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 23 (2025 / 2)

Платон и платоноведение

Афонасина А. С.

Anna Afonasina

Силы Любви и Вражды в физике Эмпедокла

Powers of Love and Strife in Empedocles’ Physics

12–27

 113 KB

Протопопова И. А.

Платон, Декарт и Лакан: «трансцендентальный субъект» и «субъект желания»

28–42

 115 KB

Мочалова И. Н.

Платон о войне и мире: «воин-страж» как субъект идеального полиса

43–55

 100 KB

Калабрезе К. С., Хунко Э. Б.

Claudio C. Calabrese, Ethel B. Junco

Отголоски нисхождения души: «Гомеровский гимн к Деметре» (1–46) и «Эннеада» 4.8.1 Плотина

Echoes of the Descent of the Soul: The Homeric Hymn to Demeter (vv. 1–46) and Plotinus’ Ennead 4.8.1

56–81

 170 KB

Рецепции платонизма

Тащиан А. А.

О логическом и логосе у Плотина

82–109

 166 KB

Афонасин Е. В.

Стратон и пустота. Перипатетическая физика эллинистического периода

110–132

 144 KB

Галанин Р. Б.

Стоический платонизм Посидония: учение о бессмертии души

133–162

 183 KB

Зверев Н. С.

Отношения Бога и творения: неоплатонический и христианский экземпляризм

163–197

 179 KB

Гурьянов И. Г.

De divino furore Марсилио Фичино: перевод, контекст, истолкование

198–245

 248 KB

Семенов В. Е.

Генезис воображения: разгадка энигмы Платоном и Кантом

246–276

 166 KB

Протопопова И. А.

Платоновский «субъект» у Мишеля Фуко

277–309

 171 KB

Гравина И. В.

(Пост)метафизическое: замечания о критике и апологии платонизма в европейской и русской философии ХХ века

310–328

 120 KB

Рохмистров В. Г.

Проблема антропологии: определение человека у Аристотеля

329–341

 101 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Что Аллах сотворил первым? Таки ад-Дин Ибн Таймия против ангелологической ноэтики «философствующих»

342–363

 145 KB

Гараджа А. В.

Михаил Пселл: игры ума (перевод и комментарии)

364–384

 168 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Зверев, Никита Сергеевич
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

Отношения Бога и творения: неоплатонический и христианский экземпляризм

Keywords: экземпляризм, Бонавентура, неоплатонизм, метафизика света
Статья посвящена сопоставлению доктрины экземпляризма Бонавентуры с неоплатонической трактовкой этого понятия. В контексте данного сравнения выясняется, что теория Бонавентуры, основываясь на схожем с неоплатонизмом категориальном аппарате, обнаруживает вследствие этого в себе ряд проблем, связанных с примирением экземпляризма с христианским представлением о творении ex nihilo. Лучше всего это видно на примере рассмотрения средневековой метафизики света как частном изводе доктрины экземпляризма. Как продемонстрировано в тексте, избавление от таких понятий-ярлыков, как «креационистский дуализм» и «эманационистский пантеизм», поможет не только примирить доктрину экземпляризма с теорией о творении мира, но и установить фундаментальные сходства христианского и неоплатонического экземпляризма в отношении вопросов, каcающихся начала мира, проявления в нем Бога, уподобления твари Творцу. Напротив, такие понятия, как «панентеизм» и «манифестационизм», подчеркивающие одновременную трансцендентность и имманентность Бога, позволяют настроить нашу исследовательскую оптику куда более удачным образом для обнаружения фундаментальных сходств христианского и неоплатонического экземпляризма, причем эти схожие тезисы, с точки зрения обеих традиций, оказываются более значительными, чем расхождения в понимании экземпляризма. Автор описывает возможные способы объяснения обнаруженных сходств между рассматриваемыми доктринами, первый из которых — историческое объяснение, согласно которому сходство идей является либо случайным, либо обусловленным историческим влиянием представителей одной традиции на другую. Согласно же иному способу объяснения, который разделяется представителями перенниализма, историческое влияние — это не определяющий фактор. Гораздо важнее некоторые общие идеи, обитающие в самостоятельном онтологическом регионе и проявляющиеся в разных формах, то есть в рамках тех или иных религиозно-философских традиций.
 
 
Назад к оглавлению