|
Фокин, Алексей Русланович Институт философии РАН
Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин - Марий Викторин - Августин)
|
|
Keywords:
античная философия, метафизика, теория познания, неоплатонизм, Плотин, христианство, тринитарная теология, Марий Викторин, Аврелий Августин
|
Акт зрительного восприятия является важной аналогией для описания происхождения Ума от Единого в метафизической системе Плотина. Это означает, что формирование мирового Ума достигается в процессе умственного созерцания Единого, происходящего по аналогии со зрительным восприятием, в результате чего Ум получает свое самостоятельное существование в качестве ипостаси Единого и представляя собой единство мыслимого и мыслящего. Впоследствии это учение было переосмыслено двумя латинскими христианскими платониками - Марием Викторином и Аврелием Августином - и использовано ими для того, чтобы объяснить, каким образом Сын и Святой Дух происходят от Бога Отца. У Викторина Сын рождается от Отца как чистого Бытия в качестве Его первичного движения, или Жизни, что соответствует акту умственного созерцания, еще не воспринявшего свой объект; в то время как Святой Дух представляет собой возвращение этого созерцания обратно к Отцу в виде Божественного Мышления, или Самосознания. Августин использует зрительный акт в своем тринитарном богословии по-иному, конструируя троицы «внешнего» и «внутреннего зрения», в которых первый элемент - объект зрения или нематериальный образ предмета в памяти (аналог Бога Отца) - соединяется со вторым элементом - зрением или взором души, получающим от него свою форму (аналог Сына), - посредством устремления воли, связывающей их воедино и становящейся их взаимной любовью (аналог Св. Духа).
|
|
|
|
|
|
|