«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 3 (2015 / 2)

1. Платон и проблемы платоноведения

Робинсон Т. М., Трушина М. А.

Диалогическая форма и «эволюционный» подход к Платону

9–29

 109 KB

Thomas M. Robinson

The Dialogue Form and the “Developmental” Approach to Plato

30–47

 102 KB

Пресс Д. А., Гараджа А. В.

Альтернативный Платон

48–64

 105 KB

Слезак Т. А., Буланенко М. Е.

О значении ключевых понятий платоновской критики письма: филологический подход к «Федру» 274b-278e

65–79

 103 KB

Thomas A. Szlezák

On the Meaning of the Key Concepts in Plato’s Criticism of Writing: A Philological Approach to Phaedrus 274b-278e

80–91

 95 KB

Курдыбайло Д. С.

От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил»

92–116

 139 KB

2. Неоплатонизм и христианство

Фокин А. Р.

Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин - Марий Викторин - Августин)

117–146

 151 KB

3. Переводы и публикации

Фичино М., Гурьянов И. Г.

О жизни Ⅰ.1-7 (пер. И. Гурьянова)

147–197

 295 KB

Исидор Севильский, Гараджа А. В.

Этимологии. Книга Ⅷ: О церкви и сектах (пер. А. Гараджи)

198–253

 390 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Фокин, Алексей Русланович
Институт философии РАН

Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин - Марий Викторин - Августин)

Keywords: античная философия, метафизика, теория познания, неоплатонизм, Плотин, христианство, тринитарная теология, Марий Викторин, Аврелий Августин
Акт зрительного восприятия является важной аналогией для описания происхождения Ума от Единого в метафизической системе Плотина. Это означает, что формирование мирового Ума достигается в процессе умственного созерцания Единого, происходящего по аналогии со зрительным восприятием, в результате чего Ум получает свое самостоятельное существование в качестве ипостаси Единого и представляя собой единство мыслимого и мыслящего. Впоследствии это учение было переосмыслено двумя латинскими христианскими платониками - Марием Викторином и Аврелием Августином - и использовано ими для того, чтобы объяснить, каким образом Сын и Святой Дух происходят от Бога Отца. У Викторина Сын рождается от Отца как чистого Бытия в качестве Его первичного движения, или Жизни, что соответствует акту умственного созерцания, еще не воспринявшего свой объект; в то время как Святой Дух представляет собой возвращение этого созерцания обратно к Отцу в виде Божественного Мышления, или Самосознания. Августин использует зрительный акт в своем тринитарном богословии по-иному, конструируя троицы «внешнего» и «внутреннего зрения», в которых первый элемент - объект зрения или нематериальный образ предмета в памяти (аналог Бога Отца) - соединяется со вторым элементом - зрением или взором души, получающим от него свою форму (аналог Сына), - посредством устремления воли, связывающей их воедино и становящейся их взаимной любовью (аналог Св. Духа).
 
 
Назад к оглавлению