|
Колесников, Илья Дмитриевич ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
Две версии логической структуры поступка в стоицизме
|
|
Keywords:
догма, логика, этика, стоицизм
|
В статье рассматривается логическая структура поступка в стоицизме. В целом как ранние, так и поздние стоики придерживались одной последовательности: ощущение - согласие - суждение - действие. Однако сократическое отождествление добродетели и знания разворачивалось двумя различными путями. Правильное суждение у ранних стоиков вытекает из этического учения, которое следует за физикой и логикой; следовательно, добродетельный поступок согласуется с длинной цепочкой умозаключений. Сильная сторона такого подхода - это строгая логическая необходимость образа жизни, но его слабость в том, что если подвергнуть критике промежуточные звенья логической цепочки, то рушится и всё рассуждение. У поздних стоиков намечается перемена: поступок является следствием основоположений (τὰ δόγματα, decreta), когда он, минуя при этом промежуточные посылки, восходит непосредственно к первым началам. Формальная структура, при этом, остается той же самой: вещь постигается общим понятием, которое отсылает не к одному из разделов этического учения, а напрямую к основоположениям. Хотя догма у ранних стоиков трижды упоминается в похожем смысле, мы можем утверждать, что такая структура была присуща поздней Стое по преимуществу. При этом нельзя говорить о радикальном различии двух подходов, поскольку оба по-разному обеспечивают ключевую для стоицизма «согласованность» теории и практики.
|
|
|
|
|
|
|