«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 3 (2015 / 2)

1. Платон и проблемы платоноведения

Робинсон Т. М., Трушина М. А.

Диалогическая форма и «эволюционный» подход к Платону

9–29

 109 KB

Thomas M. Robinson

The Dialogue Form and the “Developmental” Approach to Plato

30–47

 102 KB

Пресс Д. А., Гараджа А. В.

Альтернативный Платон

48–64

 105 KB

Слезак Т. А., Буланенко М. Е.

О значении ключевых понятий платоновской критики письма: филологический подход к «Федру» 274b-278e

65–79

 103 KB

Thomas A. Szlezák

On the Meaning of the Key Concepts in Plato’s Criticism of Writing: A Philological Approach to Phaedrus 274b-278e

80–91

 95 KB

Курдыбайло Д. С.

От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил»

92–116

 139 KB

2. Неоплатонизм и христианство

Фокин А. Р.

Зрительный акт как аналогия происхождения Ума (Плотин - Марий Викторин - Августин)

117–146

 151 KB

3. Переводы и публикации

Фичино М., Гурьянов И. Г.

О жизни Ⅰ.1-7 (пер. И. Гурьянова)

147–197

 295 KB

Исидор Севильский, Гараджа А. В.

Этимологии. Книга Ⅷ: О церкви и сектах (пер. А. Гараджи)

198–253

 390 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Курдыбайло, Дмитрий Сергеевич
Русская христианская гуманитарная академия. Санкт-Петербургский государственный университет

От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона «Кратил»

Keywords: Платон, диалог «Кратил», этимология, герменевтика, анаграмма, античная лингвистика, философия языка, мистерия, предел, игра, античность, платонизм
Центральная часть диалога «Кратил», содержащая длинный ряд толкований мифологических имён, названий стихий, этических и логических понятий, до 1990-х гг. традиционно рассматривалась либо как философско-лингвистический курьёз, либо как высмеивание Платоном современных ему этимологических практик. В ряде недавних публикаций было предложено «серьёзное» прочтение этих этимологий. Автор предлагает, сохраняя основную интенцию современных исследователей, рассмотреть диалог с учётом игровой стилистики ряда пассажей. Показывается, что стилистические особенности речи Сократа в «этимологической» части диалога могут быть интерпретированы как аллюзия на античную мистериальную культуру, типологически здесь наиболее близок культ Аполлона. Вторым аспектом выступает тема предела и его преодоления, указывается на последовательное движение в ряде этимологий к формам, требующим выхода за рамки лингвистического пространства и обращению к умозрению идей без посредства языка, имени и слова.
 
 
Назад к оглавлению