|
Мочалова, Ирина Николаевна Российский государственный гуманитарный университет. Санкт-Петербургский государственный университет
Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика
|
|
Keywords:
субъект воспитания, пайдейя, институализация образования, софисты, сократическая пайдейя, Антисфен, Исократ, Платон, Аристотель
|
В статье раскрывается формирование афинской пайдейи как особого рода культуры, представляющей единство идеала и средств его достижения, формирующегося в процессе воспитания гражданина. В этом отношении учитель и ученик предстают в качестве взаимосвязанных пайдейтических субъектов, определяемых реализацией общей педагогической стратегии. В конкурентном интеллектуальном пространстве Афин на протяжении IV века до н.э. обосновываются идеалы нескольких пайдейтических стратегий, которые реализуются и получают институциональное оформление. 1) Утилитарная и демократическая пайдейя софистов, ориентированная на массового потребителя. 2) Аристократическая пайдейя Исократа и Платона. Оба мыслителя, хотя и разными средствами, ставят своей целью воспитание политиков, задача которых — заботиться о благе полиса, и добродетельных граждан, готовых на жертвы ради полиса. 3) Сократическая пайдейя Сократа и Антисфена, идеалом которой выступает самодостаточный аполитичный частный человек. 4) Аристотелевская пайдейя предлагает идеал «практической жизни» как результат осмысления предшествующих решений и достижения компромисса. Именно аристотелевская пайдейя становится наиболее востребованной в эллинистическую эпоху.
|
|
|
|
|
|
|