«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 20 (2024 / 1)

Платон и платоноведение

Алиева О. В.

Новая количественная модель Платоновского корпуса 1: Pseudoplatonica: проблемы происхождения и датировки

11–39

 203 KB

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные переклички и философские пересечения (часть 1)

40–78

 208 KB

Глушко С. П., Тарабанов Н. А.

Дилемма Евтифрона и критика антиреализма

79–100

 127 KB

Карсеев А. А.

Τἀγαθόν в «Государстве» Платона и проблема его запредельности

101–128

 2 MB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Кинед и (транс)гендерная субъективность: к интерпретации диалога «Горгий», 494e

129–160

 195 KB

Мочалова И. Н.

Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика

161–179

 123 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Исторический нарратив и символизм чисел в поздней античности

180–199

 142 KB

Курдыбайло Д. С., Шмонин Д. В.

О возможном источнике «неподобных подобий» у Псевдо-Дионисия

200–218

 311 KB

Ноговицин О. Н.

Одновременность соотнесенных: Аристотель, неоплатонические комментаторы и Георгий Гемист Плифон

219–247

 162 KB

Семиколенных М. В.

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

248–269

 149 KB

Гурьянов И. Г.

Хирургия и эпидемии: осмысление инвазивных методов в «Совете, как противостоять чуме» Марсилио Фичино

270–300

 193 KB

Платонизм: интерпретации и рецепции в XX веке

Косякова В. А.

Пролетарская «неоикона»: метафизический свет электричества на картине «Восстание» Климента Редько

301–311

 409 KB

Гравин А. А.

Типология мифов А.Ф. Лосева: реконструкция схемы и основных принципов

312–333

 369 KB

Исмиева В. М.

Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

334–355

 131 KB

Переводы и публикации

Гараджа А. В.

«Тимофей, или О демонах» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

356–389

 220 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Мочалова, Ирина Николаевна
Российский государственный гуманитарный университет. Санкт-Петербургский государственный университет

Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика

Keywords: субъект воспитания, пайдейя, институализация образования, софисты, сократическая пайдейя, Антисфен, Исократ, Платон, Аристотель
В статье раскрывается формирование афинской пайдейи как особого рода культуры, представляющей единство идеала и средств его достижения, формирующегося в процессе воспитания гражданина. В этом отношении учитель и ученик предстают в качестве взаимосвязанных пайдейтических субъектов, определяемых реализацией общей педагогической стратегии. В конкурентном интеллектуальном пространстве Афин на протяжении IV века до н.э. обосновываются идеалы нескольких пайдейтических стратегий, которые реализуются и получают институциональное оформление. 1) Утилитарная и демократическая пайдейя софистов, ориентированная на массового потребителя. 2) Аристократическая пайдейя Исократа и Платона. Оба мыслителя, хотя и разными средствами, ставят своей целью воспитание политиков, задача которых — заботиться о благе полиса, и добродетельных граждан, готовых на жертвы ради полиса. 3) Сократическая пайдейя Сократа и Антисфена, идеалом которой выступает самодостаточный аполитичный частный человек. 4) Аристотелевская пайдейя предлагает идеал «практической жизни» как результат осмысления предшествующих решений и достижения компромисса. Именно аристотелевская пайдейя становится наиболее востребованной в эллинистическую эпоху.
 
 
Назад к оглавлению