|
Сенина, Татьяна Анатольевна Социологический институт Российской академии наук — филиал ФНИСЦ РАН
Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона
|
|
Keywords:
Георгий Гемист Плифон, полемика с христианством, критика монашества, неоэллинство, Моисей, Зороастр, византийская философия
|
В статье показано, что Плифон в своих сочинениях под «софистами» имеет в виду христиан и полемизирует с их учением. По мнению Гемиста, христиане ввели в заблуждение множество людей, ложно утверждая, будто творят великие дела с помощью божественной силы и имеют знание, полученное непосредственно от Бога. Чтобы показать, что авторы Библии — выдумщики, недостойные доверия, Плифон объявил древнейшим авторитетом в области богословия и законодательства Зороастра и поместил его жизнь на много столетий раньше не только традиционной датировки жизни Моисея, но и принятой христианами даты сотворения мира. Гемист критикует «софистов»-христиан за следование множеству нелепых установлений и правил, он считает заблуждением такие монашеские и христианские практики и добродетели, как бегство от занятий мирскими науками и от познания материального мира, полное воздержание от сексуальной жизни, посты и полное воздержание от мяса, телесную аскезу, полное нестяжание. Плифон отвергает те образцы христианской аскезы, за которые веками прославлялись святые подвижники, предпочитая умеренность и благопристойность обыкновенного светского человека, а супружескую жизнь ставит выше безбрачия. Его философия имеет антихристианскую и антимонашескую направленность, и попытки некоторых исследователей увидеть в Плифоне христианина, чьи взгляды можно примирить с православием, следует признать несостоятельными.
|
|
|
|
|
|
|