|
Робинсон, Томас Мор University of Toronto
Трушина, Мария Александровна Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет
Диалогическая форма и «эволюционный» подход к Платону
|
|
Keywords:
бессмертие, «Государство», демиург, диалоги, душа, «Законы», «Парменид», Платон, разум, справедливость, «Тимей», трёхчастность, «Федон», функционализм, эволюционизм, эссенциализм, теория идей
|
В статье задаётся вопрос: где в диалогах
сам Платон? Делается вывод, что искать его нужно на трёх позициях, последовательно утверждаемых и отстаиваемых ведущими персонажами Платона на протяжении всей его писательской карьеры: это эссенциализм, функционализм (телеология) и, наконец, вера в то, что человеческая душа отлична от тела, продолжает жить после смерти последнего и в своей рациональной части или стороне является бессмертной. В остальном же те или иные идеи, разбираемые на определённых этапах его творчества различными платоновскими персонажами (включая и те, которым суждено было весьма прославиться), - это именно идеи и только, составляющие его непрекращавшегося поиска истины вещей посредством диалога, но их нельзя, как выясняется, назвать идеями, которым сам он без вопросов был бы привержен до конца. Среди этих составляющих и знаменитая теория идей как трансцендентальных сущностей - теория, которая, как я считаю, играет заметную роль в «средний» период его творчества, но ко времени написания последнего диалога, «Законов», уже, скорей всего, была отвергнута. То же самое относится и к знаменитому учению о трёхчастном делении души: являясь заметной чертой «средних» диалогов, ко времени написания «Законов» это учение уже, как видно, было заброшено. Попутно и известное учение о справедливости как гармонии трёх частей души очевидно также выбрасывается за борт в «Законах», а заменяется чем-то куда более близким к очень по-современному звучащей теории справедливости как честности.
|
|
|
|
|
|
|