|
Протопопова, Ирина Александровна Российский государственный гуманитарный университет
«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)
|
|
Keywords:
«Протагор», «Пир», добродетель, знание, гедонистическая калькуляция, типы эйдосов
|
Настоящая статья — продолжение исследования взаимосвязей между диалогами «Протагор» и «Пир». В первой части, опубликованной в предыдущем номере «Платоновских исследований» 20.1 (2024), рассматривались их переклички в связи с темой праздников, мистерий, пира и комедии и был сделан вывод, что «Протагор» можно рассматривать как своего рода анти-«Пир». Во второй части показано, как противопоставляются эти диалоги с точки зрения «добродетели» и «знания». Главный вопрос «Протагора» — можно ли научить добродетели? Поэтому для начала необходимо выяснить, в чем разница между мнением Протагора об упражнении и прилежании и провокационным предложением Сократа считать знанием о добродетели «гедонистическую калькуляцию». Автор показывает, что мнение о последней как о «знании» вовсе не является точкой зрения самого Сократа и, соответственно, Платона. Далее дается интерпретация метафоры «лица» и «золота» в отношении аретай в сопоставлении с двумя типами эйдосов — «качественным» и «эмерджентным». Проанализированы трактовки Протагором и Сократом фрагмента Симонида Кеосского как ключевого места для понимания «добродетели». Показано, что различие «быть-становиться» в данном фрагменте связано с противопоставлением добродетели как «предмета знания», который может быть освоен рациональным путем, и эротической структурой арете, наиболее наглядно описанной в «Пире» и по сути представленной Сократовой трактовкой Симонида в «Протагоре». На основании проведенного анализа подтверждается вывод первой части исследования о том, что «Протагор» может быть прочитан как своего рода анти-«Пир».
|
|
|
|
|
|
|