«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 5 (2016 / 2)

1. Платон и Аристотель

Аристотель, Алымова Е. В.

О благе (пер. Е. Алымовой)

11–23

 101 KB

Алымова Е. В., Караваева С. В.

Лекция Платона «О Благе» в свете его писаного учения

24–45

 124 KB

Szlezák T. A.

Zu Konrad Gaisers Aufsatz über Platons Vorlesung „Über das Gute“

46–50

 51 KB

Слезак Т. А., Гараджа А. В.

Статья Конрада Гайзера о лекции Платона «О благе» (пер. А. Гараджи)

51–55

 59 KB

Гайзер К., Тихонов А. В.

Загадочная лекция Платона «О благе» (пер. А. Тихонова)

56–103

 215 KB

Мочалова И. Н.

Неписаная философия Платона как проблема современного платоноведения

104–119

 98 KB

Szlezák T. A.

Abschied von einem ‘Klassiker’ 50 Jahre nach Vlastos’ Rezension von Krämers „Arete bei Platon und Aristoteles“

120–136

 106 KB

2. «Пир»

Протопопова И. А.

Сократ-гибрист и «философия кротких»: «Пир» и «мусический логос» в «Государстве» (376c-403c)

137–153

 109 KB

Гараджа А. В.

О смысле эпидексии в платоновском «Пире»

154–163

 350 KB

Вишняков В. П.

Апофатический метод в «Пире»: между аферезой и апофазой

164–186

 123 KB

Приходько М. А.

Восхождение души: «Пир» Платона и экзегетика Оригена

187–201

 92 KB

Римонди Д.

Понятие «духовной телесности» в лосевской интерпретации платоновского Эроса

202–213

 74 KB

3. «Федон»

Светлов Р. В.

Roman Svetlov

Какова порода Аполлона? Сократовская эсхатология и теология в «Федоне» 63b

What is Apollo’s Band? Socratic Eschatology and Theology in Phaedo 63b

214–219

 66 KB

Алиева О. В.

Экономическая метафора в «Федоне» 69a6-c3

220–237

 118 KB

Рохмистров В. Г.

«Федон», или О том, что моё, а что не моё

238–257

 110 KB

4. «Теэтет»

Лечич Н. Д.

О новом подходе к реконструкции лекции Феодора (Tht. 147d)

258–278

 152 KB

5. Рецензии

Плешков А. А.

Пограничье Платона: размышления над книгой Сары Броди «Nature and Divinity in Plato’s Timaeus» (Cambridge University Press, 2012)

279–289

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Вишняков, Владимир Петрович
Российский государственный гуманитарный университет

Апофатический метод в «Пире»: между аферезой и апофазой

Keywords: Платон, «Пир», апофазис, афайрезис, Высшее Благо, бытие, Плотин, Дамаский, Дионисий Ареопагит, негативная теология
В статье рассматривается история апофатического метода в платонической и неоплатонической философии. Апофатический метод предполагает использование двух типов систематического отрицания на пути познания Абсолюта. Первый из них - афереза - был сформулирован во времена Платона и Аристотеля. Он представляет собой полностью рациональный процесс восхождения от сложного сущего к простому, используя систематическое определение идей, формирующих познаваемую реальность. Исторический обзор начинается с Парменида, который первым в истории сформулировал тождество сущего и мыслимого. В соответствии с пониманием Парменида, познаваемость является самим смыслом существования. Таким образом, бытие полностью постигается мышлением, а мышление полностью постигает бытие. Далее, в философии Платона бытие понимается уже как совокупность множества неизменных идей - и видимые изменчивые вещи являются их отражениями. Сущие и познаваемые вещи имеют один источник~- высшее Благо. Так как высшее Благо обеспечивает познаваемость и существование вещей, а также устанавливает смысл идей и всего космоса, Оно находится за пределами всего этого. Различие (инаковость или неподобие), входящее в систему идей, позволяет сформулировать рациональный и научный метод осмысления источника всего познаваемого. Согласно аферетическому методу, мы переходим от сложного к простому, отрицая предикаты, которые были добавлены. В этом процессе присутствует не только негативный аспект (отсечение телесности), но и положительный - интеллектуальная интуиция атомов смысла (идей). Затем этот метод сравнивается с апофатическим методом, который можно извлечь из текстов языческих и христианских неоплатоников (Плотина, Дамаския и Дионисия Ареопагита). Апофатический метод объясняется как транс-интеллектуальное схватывание Абсолюта, которым отрицается возможность научного знания о Боге. Оба метода связаны между собой. В качестве примера, иллюстрирующего эту связь и возможность возникновения одного из другого, рассматривается диалог Платона «Пир». Основой связи оказывается неоднозначность понимания самим Платоном Высшего Блага. С одной стороны, Оно названо высшей идеей среди существующих, а с другой стороны, Высшее Благо является трансцендентным по отношению к познаваемому сущему. Любовь рассматривается в качестве еще одной причины, устанавливающей связь между двумя видами метода отрицаний, и как движущая сила, которая инициирует весь процесс поиска и исследования Высшего Блага.
 
 
Назад к оглавлению