«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 8 (2018 / 1)

1. Платон и платоноведение

Фербер Р., Гараджа А. В.

Deuteros plous: бессмертие души и онтологический аргумент существования Бога

11–33

 149 KB

Карсеев А. А.

Агатобулия в диалогах Платона «Горгий», «Протагор», «Лисий», «Пир»

34–56

 149 KB

Протопопова И. А.

«Долгий путь» «Государства» и его метаморфозы: φύσις, λόγος, ἐπιθυµία

57–72

 117 KB

Римонди Д.

Лосевский анализ платоновской терминологии: о понятиях «эйдос» и «идея»

73–85

 99 KB

Курдыбайло Д. С., Курдыбайло И. П.

Онтология имени и именования в комментарии Прокла на «Кратил» Платона

86–124

 211 KB

2. Рецепции платонизма в европейском Ренессансе

Руднев Ю. В.

Iurii Rudnev

Художник-неоплатоник эпохи Возрождения как идеальный тип: Бенвенуто Челлини и его «Жизнь»

Renaissance Neo-Platonic Artist as an Ideal Type: Benvenuto Cellini and His Vita

125–154

 146 KB

Золотухина А. И.

Философское обоснование танца у итальянских хореографов Возрождения: от Аристотеля к Платону

155–181

 158 KB

3. Античная философия и поэзия

Эрреро де Хауреги М., Алиева О. В.

Ipsissima verba Музы: Эмпедокл B 3.6-13 и B 111 DK

182–194

 110 KB

4. Рецензии

Зотов С. О.

Рецензия на книгу: Косякова В.А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец света (Москва: «АСТ», 2018)

195–201

 199 KB

Косякова В. А.

Мем как проект просвещения: наброски к портрету «Страдающего Средневековья»

202–209

 457 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный университет

«Долгий путь» «Государства» и его метаморфозы: φύσις, λόγος, ἐπιθυµία

Keywords: «Государство», «долгий путь», диалектический метод, противоречие, мнение, умопостигаемое, трансформация, the Republic, long way, dialectical method, contradiction, opinion, the intelligible, transformation
В статье рассматривается смысл т.н. «долгого пути» в «Государстве» и методологическое значение трансформации «одних и тех же» предметов в разных частях текста. Примерами такой трансформации являются здесь φύσις, λόγος, ἐπιθυµία. По мнению автора, текст диалога выстроен таким образом, что собеседники должны сначала «пройти» мир доксический, чтобы постепенно приблизиться к миру ноэтическому - в этом и заключается смысл «долгого пути»: нельзя, не подготовив и не очистив свое понимание на уровне доксы, сразу же прыгнуть в умопостигаемое. Подготовка к переходу из одной сферы в другую начинается, однако, исподволь. Проходя словно по ступеням разные сферы, описанные в Линии (R. 509-511) - уподобление, мнение, рассудок, постепенно продвигаясь к умопостигаемому, читатель то и дело спотыкается о противоречия: то, что встречалось прежде, может вдруг превратиться в свою противоположность. В трех разделах статьи показано, как постепенно, в более ранних книгах, подготавливается «переопределение» значений φύσις, λόγος, ἐπιθυµία в более поздних,где происходит поворот от мнения к умопостигаемому. Впоследнем разделе объясняется трансформация стражей в философов, а также дается краткий обзор всего «долгого пути» «Государства», где переход из одной сферы сущего в другую является не пересечением некой «натуральной» границы, а изменением взгляда, переменой метода, подготавливаемой с самой первой книги.
 
 
Назад к оглавлению